Если вы работаете по найму, наверняка вы сталкивались с такой ситуацией: вы запланировали отпуск, но никак не выберете время, чтобы переговорить об этом с руководством. Или откладываете написание заявления до последнего момента, потому что «мне кажется, что сейчас не лучший момент, чтобы подходить с таким вопросом». Или же мысль о том, что нужно подписать у руководителя заявление на отпуск и переговорить с ним об этом, вызывает у вас ощущение, что вы находитесь в положении просящего. А как только подписали заявление, чувствуете, как будто камень с плеч? Знакомые мысли, ощущения? Тогда эта статья для вас.
Мы сейчас не говорим о вариантах, когда вы работаете неофициально, потому как в данном случае у вас и прав то особо нет – вся судьба в руках руководителя. Решит – отпустит, решит – выплатит зарплату. В случае, если в компании «все по-белому», здесь у вас больше прав. И все же многие сталкивались с тем, что может возникнуть описанная выше ситуация. Тяжесть при мысли о том, что нужно "выпросить" отпуск.
Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.
Каждый работодатель всегда в той или иной мере хочет навязать вам чувство вины за то, что вы уходите в отпуск. И не важно, в какой форме это проявляется: в прямом отказе руководителя, в непременном условии завершить все дела до отпуска, или же в предложении зайти завтра, хотя все "хвосты" уже и так подтянуты, и ничего не мешает поставить подпись на заявлении уже сегодня. Причина тому кроется в столкновении двух противоположных интересов, или в конфликте интересов: вашего – желания отдохнуть и уделить время другим делам кроме работы, и интереса руководства получить максимум выгоды от нанятого на работу персонала путем сокращения «простоя», за который еще и отпускные приходится платить. Это нормально. Каждая сторона преследует свои интересы.
Но почему же при этом возникает чувство вины у вас? У вас ведь нет чувства вины за то, что вы хотите есть? Или вины за то, что вам необходимо выспаться? Очевидно. С чего бы? Ведь это естественно, и необходимость в этих потребностях не вызывает сомнения ни у вас лично, ни у окружающих. Когда же речь идет об отпуске, для вас эта потребность является естественной, а для недальновидного работодателя – недостатком. Вы неосознанно ощущаете конфликт интересов работодателя и наемного сотрудника: с одной стороны вы понимаете, что от вас как от сотрудника ожидают результата, работы, прогресса, выполнение плана, взамен на что вы рассчитываете на вознаграждение в виде зарплаты или бонуса. С другой стороны подспудно ощущаете, что пойдя в отпуск, вы не будете какое-то время «оправдывать ожидания руководства и компании», что имеет некоторые шансы сказаться на вашем вознаграждении или продвижении («сотрудник не лоялен к компании, не живет ее интересами, много отдыхает, мало работает, а значит ленив и не ценен»). Именно это и вызывает чувство вины или тяжести при необходимости решить вопрос, важный для вас, и не представляющий интереса для компании.
Если вы понимаете, что именно это – ваш случай, необходимо честно отдать себе отчет в том, что именно вы, и никто другой, вогнали себя в это состояние. Перестаньте думать с точки зрения других людей, перестаньте думать о том, «а что скажут другие, что скажет шеф, как он отнесется к моей просьбе, когда я приду к нему?» Начните думать, отталкиваясь только от собственных интересов. Вам важно отдохнуть и уйти в отпуск тогда, когда вам это необходимо? Пишите заявление и уверенно идите на разговор к начальству, если требуется - с подготовленными аргументами. Вспомните себя, когда вы хотите есть. Вы берете пищу и едите. Что вы делаете, когда вы хотите спать? Вы выбираете время, ложитесь и засыпаете. Когда вы идете в киоск купить газету, вы просто идете и покупаете ее, если она есть в продаже. Никакой вины и сомнений, чистое намерение сделать. Естественная потребность. По-этому, берите заявление на отпуск и исключительно с чистым намерением его подписать идите к руководству. Откажут – аргументируйте необходимость и попытайтесь вновь. Отказывают по веской причине? Оговорите сразу же альтернативный вариант (а этот вариант у вас тоже должен быть проработан заранее). И главное – не выпрашивать, не мямлить, а четко, но не нагло, просто уверенно обратиться за тем, что вам необходимо и положено. Как купить газету в киоске.
Однако бывает еще одна причина, почему у вас возникает ощущение тяжести, когда предстоит разговор с руководством об отпуске. Каждый пользуется предоставленным правом на отпуск по-своему: к примеру, вы проводите каждый день отпуска, который вам выпадает, насыщенно, в путешествиях, на лыжах, на природе, в горах, в походах, в изучении других культур, в собственных увлечениях, вы делаете много красивых снимков экзотичных мест и искусно подбираете ракурсы. А тот, от которого зависит решение, отпустить ли вас в отпуск, в силу определенных обстоятельств не хочет или не может проводить отпуск так насыщенно (по его мнению), как это делаете вы. А если еще и ощущает в чем-то ваше превосходство над собой (например, в умении заранее все спланировать, использовать меньший бюджет для более «крутой» поездки, умении хорошо фотографировать, или же то, что вы знаете больше иностранных языков и можете свободно путешествовать и общаться, или если вы взболтнули как-то в доверительной беседе, что у вас есть мультивиза, или же, скажем, у вас младенец, а вы все равно умудряетесь насыщенно путешествовать вместе с женой и ребенком, а у кого-то в схожей ситуации это не получается, и т.п.), зачастую все становится предопределено. Как раз в этот момент у тех, кто "не такой, как ты", включается чувство, которое как нельзя лучше описано известной поговоркой: «Ничто так не радует, как неудача ближнего». Или если перефразировать, «ничто так не расстраивает, как удача ближнего». Другими словами - зависть. Именно зависть других и маскируется под различные идеи, смыслом которых является внушение вам чувства вины за то, что вы "ходите в отпуск, пока другие в это время непосильно вджобывают на благо компании".
Вам могут завидовать коллеги, руководство, подчиненные, знакомые, даже те, кого вы считаете друзьями. Возможно, вы вспомните ситуации, в которых вы слышали произнесенные прямо или выраженные намеком фразы: «Он, видимо, неплохо зарабатывает, раз может позволить себе так надолго уходить в отпуск, так далеко или часто путешествовать, несколько раз в год бывать за рубежом и т.д…». Или от руководства: «Наверное, мы недостаточно загружаем его/ее работой или переплачиваем, раз он/она столько путешествует и отдыхает» или что-то типа «Раз я, руководитель, уже и не помню, когда уходил в отпуск последний раз, всецело отдаю себя работе, почему мои подчиненные должны фривольничать?»
Все это зависть, прикрытая демагогией и пространными фразами о высоком и светлом. И чтобы уберечь коллег от этого губительного чувства и его последствий для себя, уходя в отпуск, стоит придерживаться несложных правил:
- Планируя отпуск, поменьше распространяйтесь о деталях. Еще лучше, если никто из коллег вообще не будет знать о вашем предстоящем отпуске до момента, пока вы не покинете офис.
- Фейсбук и другие социальные сети. Паразитируя на желании человека выделиться и «понтануться», сети оказывают вам медвежью услугу. Публикуя «яркие» материалы, вы не только привлекаете внимание тех, кто разделяет ваш стиль жизни и искренне радуется за вас, черпая вдохновение для себя, но так же и возбуждаете зависть в тех, кто по каким-то причинам не может или не хочет жить так же, как вы. Если вы еще не успели добавить себе в друзья весь офис, не стоит с этим спешить. Если же вы уже успели «зафрендить» даже тех коллег, с которыми не поддерживаете особо теплые отношения, общие рекомендации такие: поменьше фотографий, чекинов и прочих проявлений в социальных сетях во время отпуска (конечно же, если вы не намерены целенаправленно вызвать зависть). Если же вы отмечаетесь где-либо или публикуете материалы из отпуска, ограничивайте к ним доступ только для тех, в ком вы действительно уверены. Уверены в том, что им незачем вам завидовать. Что это ваши единомышленники, которые разделяют ваши интересы и имеют примерно равные с вами возможности.
- Сократите до возможного минимума рассказы по возвращении. Вернувшись из отпуска, вы неизбежно столкнетесь с расспросами о том, где вы были и как провели время. Даже если вас не расспрашивают, зачастую некоторым так хочется поделиться счастьем, что вы сами начинаете рассказывать, где были и что видели, всем, кого встречаете на кухне или на перекуре. Рассказывать тем, кто сам не интересовался вами, - еще хуже, чем отвечать на расспросы. Правила в целом те же, что и для друзей в онлайне. Незачем рассказывать всем и каждому, кто интересуется, все детали только ради того, чтобы затем они стали оставлять за глаза нелестные отзывы о вас. Отвечая на расспросы таких людей, ограничьтесь общими фразами, не раскрывающими деталей отпуска, отшутитесь. Например, скажите в шутливой манере, смеясь: «Дожди были, но это все равно лучше, чем на работе» или же «Спасибо, бегал, отдыхал, спал, в общем - сменил обстановку, теперь вновь за дело».
Я не призываю к тому, чтобы стать хмырем или нелюдимым, или же начать страдать паранойей в общении с окружением. Наоборот, речь о разумном, осознанном подходе к общению. Думайте о том, кому, сколько и что именно вы расскажете. Оценивайте характер собеседника или то, насколько вы зависите от решений, которые он может принимать относительно вас. Оценивайте возможности и средства, которыми располагает ваш собеседник, его интересы и кругозор. Оценивайте настроение и предыдущий опыт общения с этим человеком.
И всегда не забывайте давать второй шанс ;) Не обязательно единичный случай отражает полностью характер человека, с которым вы имели ранее негативный опыт общения. Вполне возможно, у него было просто плохое настроение, а в этот раз вам повезет! ;)
До связи, stay tunned! ;)
Update 03/09/2013: "Как избавиться от послеотпускного синдрома" (внешняя ссылка).
Перепечатка статьи разрешается при условии размещения прямой ссылки на источник:
http://safonovsafonov.blogspot.com/2013/03/otpusk.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий