Translate

четверг, 27 декабря 2012 г.

Как выбрать велокомьютер - практические советы

При перепечатке ссылка на статью обязательна:
http://safonovsafonov.blogspot.com/2012/12/how-to-select-cycle-computer.html.

Однажды знакомая попросила меня порекомендовать ей, какой велокомпьютер выбрать. В результате я счел недостаточным просто указать на модель, по-этому родилась данная статья. Очень надеюсь, что данные рекомендации, проверенные временем, пригодятся и другим любителям, кто подошел вплотную к вопросу выбора своего первого велокомпьютера или же планирует перейти на другую модель.

А нужен ли мне велокомпьютер?


Если вам все равно и не интересно, сколько вы проехали в данной поездке километров, сколько часов крутили педали, как быстро вы мчались, или насколько отстаете сейчас от средней скорости, велокомп вам ни к чему.
Но обычно покатавшись без велокомпа какое-то вермя, и посмотрев на товарищей, кто катает чуть дольше вашего и уже успел обзавестись мобильным вычислителем, обычно возникает желание знать о своих поездках больше информации. Хотя, среди моих друзей есть и такие, кто уже давно "на колесах", но принципиально не любит забивать голову данными, а просто наслаждается поездками. На если же вы все-таки остановились на том, что велокомпьютер необходим, продолжим.



Что представляет собой велокомпюьтер?


Комплект представляет собой набор из:
  1. велокомпа, который обрабатывает и отображает информацию;
  2. датчика скорости вращения, который "снимает" информацию с вращающегося колеса (устанавливается на "штанах" вилки). Датчик и велокомп могут соединяться как при помощи провода, так и по беспроводной связи;
  3. магнита, крепящегося к спице колеса.
Принцип работы прост: в движении колесо с установленным на спице магнитом вращается, при этом магнит проходит мимо установленного на вилке датчика с определенной частотой, которая соответствует скорости двжиения. Датчик посылает сигнал в велокомп каждый раз, как возле него проходит магнит. Велокомп, зная* длину окружности колеса, на основе частоты сигналов от датчика вычисляет пройденный путь и скорость движения. Все остальные показатели, которые предлагают навороченные модели, уже являются производными от скорости и расстояния.
*Длина окружности колеса задается при первоначальной настройке велокомпа после его покупки.

Перейдем к выбору. Проводной или беспроводной?


У каждого есть плюсы и минусы. Проводной обеспечивает теоретически более надежное соединение между датчиком и компом. Кроме того, в нем только 1 батарея, установленная в компе, питает и комп, и датчик. К плюсам так же можно отнести меньшую цену, чем беспроводных агрегатов. Минусы проводного состоят в том, что неаккуратное движение, ветка, перевозка – и провод между датчиком на вилке и компом перебивается, разрывается и т.д., что оказывается зачастую совсем не кстати. Кроме того, устанавливая датчик на амортизационную вилку, нужно быть готовым к тому, что часть провода будет всегда болтаться так или иначе из-за того, что вилка в процессе работы изменяет свою длину, а датчик ставится как раз на подвижную часть вилки.

Беспроводной велокомп хорош тем, что связь между датчиком и компом осуществляется по радиоканалу, при этом отсутствуют какие бы то ни было провода. Поставил и забыл. Нечему так же порваться. К слову, с обрывами провода в проводных девайсах имел лично дело как минимум трижды. Из минусов беспроводной технологии можно назвать теоретическую возможность влияние сильного магнитного поля на работу велокомпа, например, проезжая рядом с ЛЭП, или наличие каких-то других источников сигнала, которые работают на волне велокомпа и могут временно нарушать его работу. Однако на практике, катая по городу и за городом уже больше года с беспроводным компом, еще не встречал таких мест, где бы наблюдалось нарушение соединения беспроводной связи, а так же не слышал об этом от своих друзей. К минусам беспроводного соединения так же можно отнести более высокую стоимость таких устройств, в сравнении с проводными компами, а так же наличие 2х батареек вместо одной – 1 в велокомпе, и 1 в датчике.

Функциональность


Здесь простор ограничивается только полетом фантазии и лимитом на банковской карте. Но если подойти практически, есть функции, которые обязательно должны быть, есть те, без которых можно обойтись, и есть совершенно не нужные или же усзкоспециализированные.

Наченем с нужных и базовых функций, присутствующих практически во всех компах, без которых велокомп теряет свой смысл:
  1. часы
  2. одометр (фиксирует общее пройденное расстояние);
  3. пройденное расстояние за время поездки;
  4. общее время в движении – чтобы знать, сколько вчистую крутил педали;
  5. текущая, средняя скорость движения;
  6. максимальная скорость движения (рекорд скорости);
  7. возможность настройки длины окружности колеса (важно, чтобы максимально точно настроить велокомьютер);
  8. «режим сна» - после определенного времени остановки велокомп гасит экран, отображая только часы – позволяет отлично экономить аккумулятор. Очень удобно, если при возобновлении движения велокомм автоматически будет «просыпаться» и включаться в рабочий режим. К сожалению, моя беспроводная модель автоматически не включается – и очень досадно обнаружить то, что ты уже пол-часа крутишь педали, а велокомп еще «спит», т.к. ты забыл его «пробудить» принудительно;
  9. встроенный термометр (дело вкуса, но все же бы отнес его наличие к базовым функциям), показывающего температуру воздуха за бортом велосипеда. Ради справедливости отмечу, что присутствует далеко не во всех моделях. Но учитывая, что хожу в велопоходы, мне зачастую эта информация нужна, а иногда и просто интересна, по-этому все же отнес наличие термометра к нужной, базовой функции. Например, когда останавливаешься в июле на ночевку неподалеку от ледникового озера, трудно поверить, пока не увидишь глазами, что утром в июле температура может быть всего +4, в то время как в Киеве +27. Если же вы ездите по городу или на получасовые вылазки, то термометр можно отнести к следующей категории функций.

Функции, без которых можно обойтись, или узкоспециализированные:
  1. альтимер для измерения высоты над уровнем моря;
  2. барометр для измерения атмосферного давления;
  3. всяческие настройки на 2, 3, 4 и более диаметров колеса (для разных велосипедов) – если, конечно, у вас не 2,5 вела;
  4. GPS-трекер (запись маршрута движения, который вы сможете посмотреть, только подключив велокомп к компу и выгрузив на него записанный трек);
  5. индикация «пора в сервис» - с определенной периодичностью (после такого-то километража  напоминает, что пора бы заехать на сервисное обслуживание;
  6. датчик каденса – отображает кол-во оборотов вращения педалей в минуту. Важен тем, кто тщательно следит за состоянием коленей и не может определить самостоятельно слишком медленный (а оттого гипернагруженный и вредный) или же слишком быстрый (неэффективный) режим вращения педалей. Эту функцию активно используют так же спортсмены.
  7. подсветка;
  8. другое.

Общие рекомендации


К прочим характеристикам, на которые можно обратить внимание, является наличие резиновых прокладок различной толщины в комплекте, которые позволяют успешно установить велокомп на рулевые трубы различного диаметра.

Кроме того, не лишним будет обратить внимание на то, насколько велокомп в собранном состоянии будет возвышаться над рулевой трубой (когда вы будете переворачивать и ставить вел на руль, вверх колесами, зачастую велокомп - первый,  кто встречает асфальт, если он сильно выступает над рулевой трубой). Чтобы велокомп не повреждался, многие производители предусматривают съемное крепление велокомпа (обычно он выщелкивается из крепления на рулевой трубе). Проверьте, чтобы крепление не было слишком хлипким, иначе рискуете потерять велокомп во время поездки.

Желательно так же, чтобы в снятом состоянии кнопка сброса информации о текущей поездке либо вообще не нажималась, либо была устойчива (спрятана) к случайным нажатиям. К сожалению, моя модель как раз страдает таким недостатком – в снятом состоянии кнопка сброса открыта и легко нажимается чем угодно, и если положить велокомп в карман с чем-либо еще, есть риск непроизвольно сбросить данные текущей поездки.

Обратите внимание на эргономику расположения кнопок и управления – потому как этим устройством вам придется зачастую пользоваться прямо в движении.

Какой же бренд выбрать?


Скажу так, что если не уверены точно, что нужно, идите в крупный и известный веломагазин вашего города и выбирайте из того, что есть там. Либо же если желаете экзотики или не можете найти в магазинах то, что нужно именно вам, заказываете через интернет, например на chainreactioncycles. В любом случае, предварительно изучите устройство. Не нужно брать что попало, наспех погнавшись за низкой ценой. Велокомп – это то, что всегда перед глазами, то, чем вам придется постоянно пользоваться, по-этому уделите время и изучите устройство, которое хотите приобрести. Не гонитесь за массой дополнительных функций – большинство из них является избыточными и приводит лишь к удорожанию модели, а использовать вы их будете редко.

Резюме


Испробовав на практике как проводные, так и беспроводные компы, рекомендую обратить внимание на беспроводные модели с основными функциями 1-8, перечисленными выше как базовые (на мой взгляд).

Как настроить после покупки


О том, как настроить велокомп после его приобретения, расскажу в другом посте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нравится, поделюсь!